Главная Реклама Контакты Партнеры Магазин Форум Журнал Поздравления Рецепты

FoxHouse.ru » Ульяновск » Памятник писателю и историку Н.М. Карамзину в Ульяновске

Новое на форуме

Re: Фильмы
А я в восторге от Трансформров)) просто я из фанат и этот новый фильм самый меня поразил в самое сердце!

Re: Нытельная, Бесительная и Ругательная
Aphex_Sign, а вас не посещает мысль, что на море можно не только загорать? можно дышать морским воздухом, достопримечательности смотреть, плавать в море и т.д. там воздух другой, не такой как здесь. ...

Re: Нытельная, Бесительная и Ругательная
отдыхать надо в разных странах

Re: Рекомендуем детских специалистов
Детскую консультативную обсуждали здесь. Мне непонятно, если есть в поликлинике ортопед, как педиатр может дать направление в консультативную?

Re: Прочие детские товары: продам
 за все 250 руб, состояние отличное [img width=500 height=375]http://s019.radikal.ru/i634/1706/59/aa4dec4a3f4f.jpg[...

Популярные статьи

Календарь

«    Июнь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Опрос

Самое лучшее время года для свадьбы

Лето
Осень
Зима
Весна

 
   
 

Ульяновск :

Памятник писателю и историку Н.М. Карамзину в Ульяновске

автор: Admin | 27 апреля 2008 | Просмотров: 20477
В Карамзинском сквере в самом центре города Ульяновска стоит одно из лучших творений эпохи классицизма – памятник известному русскому писателю и историку Николаю Михайловичу Карамзину.

Впервые мысль о сооружении этого памятника была высказана в домах просвещенных симбирских дворян Петра Михайловича и Александра Михайловича Языковых – старших братьев поэта Н.М. Языкова – и Ю.С. Хованского – зятя декабриста В.П. Ивашева.

Вскоре мысль о создании памятника стала достоянием всего симбирского общества и мнения о характере памятника разделились. Некоторые видели его в виде памятника-монумента, а другие – памятника-здания.

В первой половине 1830-х годов вопрос о создании памятника приобрел практический характер. В Симбирске (Ульяновске) был образован комитет по сооружению памятника, который возглавил П.Н. Ивашев – отец декабриста. Активное участие в работе комитета принял П.М. Языков.
В декабре 1933 году в Академии художеств был проведен конкурс на проект памятника Карамзину. Совет Академии рассмотрел девять предложенных проектов, из которых были отобраны три для предоставления министру внутренних дел и Николаю I. Но все представленные проекты не удовлетворили министра внутренних дел.

В марте 1835 года вся дальнейшая работа по проектированию памятника Карамзину в Симбирске (Ульяновске) была передана С.И. Гальбергу. Он был учеником известного русского скульптора И.П. Мартоса и одним из самых высокообразованных в стране деятелей культуры. Крупнейшие художники того времени были друзьями скульптора. Именно Гальберг по просьбе Жуковского снял посмертную маску с А.С. Пушкина. Гальберг принимал участие в создании памятника Минину и Пожарскому. Им выполнены статуя Еврипида на фасаде Публичной библиотеки в Петербурге и барельефы в церкви Академии художеств. В 1830 году он закончил работу над памятником Александру I в Грузино, а позже по его проекту и модели был поставлен памятник на могиле С. Щедрина в Сорренто. Успешно закончив проект памятника Державину для Казани,

Гальберг взялся за разработку проекта памятника Карамзину в Симбирске.
В августе 1836 года в объяснительной записке Гальберг описал весь свой проект. Но, успев сделать только эскизы в глине и карандашные рисунки, он умер в мае 1839 года. Продолжение начатой им работы совет Академии поручил его ученикам: А.А. Иванову, П.А. Ставассеру, Н.А. Рамазанову К.М. Климченко. Наблюдение и контроль за их деятельностью осуществлял известный русский скульптор профессор Академии художеств В.И. Демут-Малиновский.
Гальберг являлся представителем классицизма в русской скульптуре, поэтому и решил памятник Карамзину представить в строгом соответствии с канонами и традициями этого стиля.

Главным элементом памятника является муза Клио, стоящая на пьедестале из красного полированного гранита. В левой руке она держит трубу, через которую может вещать потомству о событиях истории, а правой рукой возлагает скрижали истории на жертвенник бессмертия, делая их, таким образом, вечными. По замыслу автора, муза возлагает скрижали «Истории Государства Российского», созданной Карамзиным, подчеркивая тем самым значимость этого труда.

Памятник сделали именно карамзинским. Для этого были использованы грани пьедестала. В передней грани сделали круглую нишу, поместив в нее отлично выполненный бюст Карамзина. На боковых гранях скульптор разместил два горельефа.
На горельефе с левой, северной, стороны памятника изображен значительный эпизод из биографии Карамзина, происшедший в марте 1811 года в Твери, во дворце великой княгини Екатерины Павловны – сестры императора, - где Карамзин в течение четырех дней читал фрагменты своей «Истории Государства Российского» Александру I и его сестре.
На горельефе с правой стороны историк показан на смертном одре в окружении своих близких. Стоящая перед ним Фортуна сыплет из рога изобилия монеты, которые становятся достоянием ребенка. Здесь в иносказательной форме отражен достоверный факт из последних дней жизни Карамзина, когда 13 мая 1826 года ему, тяжко больному, император пожаловал пятьдесят тысяч рублей на поездку в Италию на излечение, для чего было приказано снарядить один из кораблей военно-морского флота. Но историк умер через девять дней после этого, 22 мая 1826 года, и деньги были обращены в ежегодную пенсию его семейству и детям. Карамзин изображен на горельефе с останавливающим жестом, направленным к фортуне и словно говорящим, что все ее дары запоздали и умирающий не может воспользоваться ими.

По эскизам рисунка Гальберга Иванов, Ставассер, Рамазанов и Климченко выполнили модель памятника (гипс, дерево, 1835-1840 гг., Ленинград, Русский музей), а затем и сами скульптурные детали памятника в глине.
Статуя музы Клио изготовлена Ивановым и Ставассером. Горельеф «Карамзин, читающий историю» выполнил Рамазанов, а другой горельеф – Климченко. Бюст историка выполнен совместно Рамазановым и Климченко.

Пьедестал и бронзовые детали памятника сделаны в Петербурге. Отливка в бронзе производилась в литейных мастерских Академии художеств под наблюдением заведовавшего этими мастерскими П.К. Клодта – известного скульптора своего времени. Все работы по отливке и отделке были закончены 12 марта 1843 года.

Летом 1843 года статуя Клио была доставлена в Симбирск водным путем, где под горой, на берегу Волги, она лежала, пока из Петербурга не прибыли пьедестал и другие части памятника.
А задолго до этого решался вопрос, где поставить памятник Карамзину. Сначала полагалось поставить его на Венце, но памятник бы потерялся бы в огромном пространстве. Тогда, в 1836 году, место, где ныне расположен памятник, представляло собой застроенный обывательскими домами квартал. Но к 1845 году квартал был снесен, а вместо него образована площадь, которая с востока ограничивалась домом губернатора, с юга – зданием гимназии, а с запада – высокой кирпичной стеной женского монастыря (дом губернатора ныне не сохранился, а на месте монастыря ныне здание ЦНТИ).

Памятник был поставлен на вновь образованной площади по оси бывшей Дворцовой улицы (ныне ул. Карла Маркса). 23 августа состоялось его торжественное открытие в присутствие академика М.П. Погодина и Андрея и Александра Карамзиных – сыновей историка, специально прибывших на это торжество. Известный поэт и переводчик Д.П. Ознобишин прочитал свой стихотворный панегирик Карамзину. Поэт Н.М. Языков, узнав об открытии памятника, написал большое стихотворение «Он памятник себе воздвиг чудесный, вечный...».

С тех пор площадь, где установлен памятник, стала называться Карамзинской, а в 1865 году она была превращена в сквер, который и ныне называется Карамзинским.
Под нишей на пьедестале накладными позолоченными буквами нанесена надпись: «Н.М. Карамзину историку Российского государства повелением императора Николая I 1844 г.». Что касается «повеления императора», то это – преувеличенная дань времени. Участие императора ограничилось лишь разрешением на сооружение памятника. В числе жертвователей средств на этот памятник были: А.С. Пушкин, И.А. Крылов, П.А. Вяземский, П.А. Плетнев, Н.В. Гоголь, Д.В. Давыдов, В.А. Жуковский и многие другие.

В 1854 году памятник был обнесен металлической оградой, сооруженной на средства вдовы Андрея Карамзина – Авроры, урожденной Шернваль. В 1870 году вокруг самого сквера была установлена ограда.

В начале 1930-х годов памятник пережил тяжелое время, когда он был предназначен сносу. В тот же период был утрачен памятник Державину в Казани. В Ульяновске в защиту монумента встал известный тогда всему городу гражданский инженер и архитектор Феофан Евтихеевич Вольсов – автор проектов многих зданий города. Стараниями Вольсова и его друзей памятник был сохранен. Таким образом, Ульяновск сегодня имеет одно из прекрасных творений эпохи классицизма, являющиеся украшением и художественной реликвией города.

Подготовила Т.В. Бутенко
Выдержки из книги А.Н. Блохинцева «И жизни след оставили своей...» (очерки)
(Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1985)


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Ключевые теги: Ульяновск, памятники
Share/Save/Bookmark Bookmark and Share
 (голосов: 6)
 Комментарии (0)  Распечатать

Рекламка





Партнеры

Rambler's Top100 Все права защищены. При использовании материалов сайта, активная ссылка на www.foxhouse.ru обязательна. © hudyakov 2006-2009